Перспективы картофелеводства

Перспективы картофелеводства


Внутренний рынок.

Сбыт через ОРЦ.

Принципы работы ОРЦ

с точки зрения картофелеводов и овощеводов (борщевой набор: морковь, капуста, свёкла).

  1. ОРЦ должен быть в каждом крупном городе.
  2. Должен располагаться в удобном для фур месте.
  3. ОРЦ должен обслуживать только опт: торговые сети всех форматов, HoReCa, базары и тендеры. Розница запрещена.
  4. Заезд на территорию ОРЦ только для грузовых машин разной мощности.
  5. ОРЦ не должен иметь больших складов. Для картофеля и борщевого набора не более 3-х суточного страхового объема, примерно, 200 тн.
  6. ОРЦ заключает договор с отраслевыми ассоциациями по поставке в течение года продукции по ассортименту и объему с годовым графиком.
  7. Принцип работы ОРЦ: «Продавец: приехал выгрузил-уехал» «Покупатель: приехал загрузил-уехал».
  8. Акиматы городов должны обеспечить поток в ОРЦ категории п.3.
  9. ОРЦ не сдает в аренду площади – он сам покупает-продает. Меморандум о формировании наценки подписывают ассоциации участников процесса.
  10. Оплата только безналичным расчетом.
  11. Две категории поставщиков. 1 категория – отечественные производители, 2 категория поставщики импортной продукции. Регламент заключения договоров поставки ОРЦ построен на безусловном приоритете 1 категории.

Экспорт.

Структура рынков сбыта:

 

 

Рынки сбыта

 

Емкость рынка,

 тн

Доля импорта,

тн

 

Факт экспорт,

тн

Перспективы экспорта,

тн

 

Примечание

1

2

3

4

5

6

 

1

 

Казахстан

 

700 000

 

 

 

60 000

 

к. 4: КР – 50 000 тн; РФ – 10 000 тн;

Из 504 тыс. тн: 60 тыс. тн экспорт, 446 тыс. тн внутренний рынок

 

2

 

РФ

 

8 660 000

 

500 000

 

 

10 000 – 50 000

 

50 000 – 100 000

к. 2: 108,3 млн.ч. х 80 кг/год

к. 3: это импорт крупным ритейлом с дальнего зарубежья, без учета ЕАЭС(ср. цена 468 $/тн)

к. 4: в зависимости от урожая в РФ

к. 5: войти в объемы к. 3

 

3

 

Китай

 

55 208 000

 

18 843 000$

(≈ 38 000 тн)

 

0

 

100 000

к. 2: 1340 млн.ч. х 41,2 кг/год

к. 3: сумма импорта картофеля в 2013 году с 11 469 000$ в 2010 году

к. 5: в Китае в связи с европеизацией рациона и увеличением состоятельного населения растет потребность в экологически чистых продуктах премиум класса, к ктр КНР относит с/х продукцию РК, в том числе картофель.

 

4

 

Узбекистан

 

1 417 500

 

Нет объективной информ.

 

≈ 60 000

 

70 000 – 100 000

к. 2: 31,5 млн.ч. х 45 кг

к. 4: 40 тыс. тн официально, но по оперативным данным отгружено более 60 тыс. тн, они провозят через Сарыагаш.

к. 5: в марте начнет работать Торговый дом Казахстан-Узбекистан, учредителем со стороны РК выступает Темир Жолы и Продкорпорция.

 

5

 

ВСЕГО

 

 

65 985 500

 

538 000

 

70 000 – 110 000

 

220 000 – 300 000

 

0,3 – 0,45 % от емкости рынка

 

Согласно новой Государственной программе развития АПК 2017- 2021 г.г. АО «Продкорпорация» преобразуется в «Единый экспортный центр», задача которого заключается в продвижении отечественной продукции, имеющей экспортный потенциал, на внешние рынки.

Картофель, вошел в список такой продукции, более того, он вошел в список приоритетных культур, что предусматривает обязательный форвардный закуп со стороны Продкорпорации и приоритетное финансирование в рамках господдержки.

На данный момент Союз совместно с Продкорпорацией рассматривает несколько направлений по продвижению картофеля на внешние рынки.

 

В первую очередь, большие перспективы на рынке РФ.

Факторы, предполагающие интерес в казахстанскому картофелю и перспективах экспорта 100 000 тн:

Ежегодный стабильный импорт в размере более 500 тысяч тонн связан с тем, что торговые сети класса А не могут найти в стране картофелеводов, которые обеспечили бы стабильный по объему и качеству картофель в течение как минимум 9 месяцев.

В РФ такие картофелеводы имеются и в подавляющем большинстве в европейской части России, в частности вокруг Москвы, но они имеют свой постоянный рынок сбыта – г. Москва и два завода компании Пепси по производству чипсов общей мощностью 350 тысяч тонн картофеля ежегодно.

Остальная категория картофелеводов – это мелкие хозяйства с советской технологией и мышлением.

Поэтому мы постоянно получаем предложения от российских крупных торговых сетей, в частности Х5, о поставках в их распределительные сети картофеля. Но наши картофелеводы не готовы тратиться на своего представителя в крупных городах России, подписываться на строгие договора этих сетей, а главное, ждать оплаты до 30 дней после поставки, даже при более высоких ценах, чем на рынке.

Продкорпорация готова выступить торговым и финансовым посредником. Планируем до урожая 2017 года выстроить эти отношения.

 

Китай.

Факторы предполагающие интерес в казахстанскому картофелю и перспективах экспорта 100 000 тн:

  • Европеизация рациона питания;
  • активный рост потребителей сегмента «Премиум»;
  • политика китайского Правительства, направленная на ускоренное развитие собственного картофелеводства для снижения потребления и импорта риса, приводит к усиленной химизации возделывания этой культуры и применение ГМО сортов;
  • признание Правительством КНР экологической чистоты продукции растениеводства выращенной в РК;
  • проблема с обратной загрузкой контейнеров, возвращающихся с Европы через Казахстан, позволяет надеяться на удешевление логистики;
  • высокие внутренние цены на продукты питания, в том числе на картофель в КНР;
  • наличие представительства АО Продкорпорация в Пекине.

 

Узбекистан.

Факторы, предполагающие интерес в казахстанскому картофелю и перспективах экспорта 100 000 тн:

  • с марта месяца т.г. начнет свою работу Торговый дом «Казахстан-Узбекистан», учредителем, которого от Правительства РК будет АО «КТЖ» и АО «Продкорпорация». Задача ТД в развитии взаимной торговли;
  • Узбекистан последние годы наращивает объемы экспорта плодоовощной и бахчевой продукции, в том числе в связи с санкциями в РФ, что приводит к расширению площадей под этими культурами;
  • в Узбекистане создана госкомпания, занимающееся закупом для госнужд продукции, в том числе картофеля;
  • 70 000-100 000 тн в общем объеме потребления является не большим объемом;

Переработка.

 

 

Виды переработки

Объем переработки, тыс. тн

 

Примечание

1

Замороженный картофель фри

 

140 000

Голландская компания «Фарм фритес», одни из мировых лидеров по производству фри (1,3 млн тн переработки картофеля в год), планирует стр-во завода. Рынок – РФ, РК и Ср. Азия.

2

Картофельные хлопья (мука)

 

70 000

Китай, Юж. Корея, Япония являются крупными импортерами этой продукции. Внутренние цены на картофель позволяют рассчитывать на доходность при объеме не ниже 70 тысяч тн.

 

3

 

Крахмал

 

60 000

Китай, Юж. Корея, Япония являются крупными импортерами этой продукции. Данная продукция имеет спрос на внутреннем рынке, ктр имеет тенденцию роста.

Сдерживающие факторы: 1. Цена закупа картофеля не выше 25 тнг/кг; 2. Содержание крахмала в сырье должно быть не ниже 15%(мы не замеряем); 3. Загрузка хотя бы 8-9 месяцев.

Предпосылки для переработки: 1. Мелкий, не кондиционный картофель может быть сырьем, мы утилизируем до 20% картофеля по этим параметрам; 2. Можно привлечь частный сектор через кооперацию;

 

5

 

ВСЕГО

 

270 000

 

 

Кайрат БИСЕТАЕВ,

эксперт по направлению «картофелеводство»